О пользе кризисов-2, или Причём тут Игры?

/ Автор: / Оригинал

Статья "О пользе кризисов-1" была опубликована кроме "Мастерятника" в журнале "Мое королевство" и, как ни странно, имела некоторый резонанс. Меня тем более удивили письма с отзывами на эту статью, пришедшие из других городов, что в Казани весь мой пафос был попросту пофигирован. Будучи занудой, я все-таки хочу написать еще раз на ту же тему, хотя бы потому, что теперь я более подробно представляю себе ситуацию, связанную с РИ, благодаря ряду событий и обсуждений.

Для начала надо обрисовать эту самую ситуацию. Штрих первый. В Йошкар-Оле начинается пакостный наезд на игровую тусовку со стороны баркашевцев. Защититься от этого нечем. Я очень сочувствую йошкам, но не понимаю, как им можно помочь - никакой официальной крыши, которая может вписаться, у них нет.

Пресса понемногу поливает РИ-шки грязью (в том числе и в Казани). Никакой статус ни в какой области (образование ли, культмассовая ли ерунда, что другое) не наработан. Так что та абстрактная угроза, о которой я уже год как ору, становится весьма ощутимой. У меня такое ощущение, что после первого же большого скандала (а поводы поднять его уже есть) ни в одну школу сунуться будет нельзя: "А, ролевые игры? Как же, слышали, это там где пьяницы и хулиганы собираются, знаем, знаем." Много, однако, людей, верящих печатному слову, проживает в этой стране. Штрих второй. В свое время я много носилась с идеей КГШИ (Казанской Генеральной Школы Игротехники). Я до сих пор от нее не отказалась с одной маленькой поправкой: расчитывать на людей из игровой тусовки в работе этой структуры (если она и будет создана) не приходится. На любых обсуждениях видно невооруженным взглядом, что никто не хочет не то чтобы учиться чему-то (ладно, крутые все, крутые), а даже куда-то самостоятельно двигаться.

Сдохли друг за другом все игротехнические семинары, которые заявлялись или самозарождались. По одной простой причине - каждый мастер РИ самодостаточен, он уже МАСТЕР, развиваться ему незачем (господи, и не стремно себя так называть? хоть в словаре посмотрели бы, что это слово значит). Так что даже обмен опытом отпадает, не говоря уж о передаче оного опыта. Ведь любому новичку понятно, что учиться ничему не надо, можно просто провести игру, и независимо от того, как она пройдет - ты будешь мастером, и никто тебя дисквалифицировать не сможет. Эта ситуация всех устраивает, поскольку дисквалификацию никто не любит.

К слову сказать, создается впечатление, что РИ существуют на необитаемом острове. То, что написаны труды по Играм в плане философии, психологии, педагогики, что существуют Игры других типов, что существуют отрасли культуры очень близкие к Игре (та же мифология, например), вроде бы всем известно. Но этот факт ни на что не влияет - РИ это что-то особенное, заморочки других нам не подходят. А почему, позвольте спросить? Может быть это ролевухи не стоит называть играми, раз они не имеют ни малейшего касательства к играм, уже признанным в культуре?

Наконец, штрих третий. Всем, кто хоть раз делал РИ, известен факт, что это работа собачья. Парадоксально, но факт: люди согласны урывать часы от сна, иметь неприятности на работе, бесконечно доказывать родственникам, что не фигней страдают, а делом занимаются, и при этом никто не согласен почесаться, чтобы как-то это изменить. Как не надоело, я искренне не понимаю. Квалифицированная работа вроде бы должна оплачиваться или по крайней мере уважаться. "Ни денег, ни славы", как говаривала Лоренца из "Формулы любви". А теперь представьте: бойкая училка купила книжку "Обучающие аспекты РИ", сделала несколько игрушек в своей школе, потом защитила дисер и написала пару статеек в газетку. Дай ей Бог, как говорится, но вам-то что останется? Говорить, что тем же самым занимаетесь? А кто слушать будет? Доказывать авторские права? Ха- ха-ха...

Исходя из всего этого мне очевиден один прискорбный факт. Никто из известных мне людей от игровой тусовки не мыслит будущего РИ. Это отвратительно хотя бы потому, что если будущее никак не представляется, то его и не будет. Никакого. Все остальные неприятные последствия оного факта, на мой взгляд, вторичны. Какая разница, сколько и каким образом будет агонизировать РИ-движение (хотя справедливее его называть все-таки тусовкой), если оно обречено? Обречено теми, кто его создавал, кто в нем живет до сих пор и не хочет понять, что кровля УЖЕ рушится им на голову. Можно, конечно, наплевать на все эти глупости, расслабиться и получить максимум удовольствия. Можно в это просто не поверить. Жили же как-то раньше и дальше проживем. Но что самое обидное, не получится. О РИ уже слишком многие знают. Директора школ, которые отчитываются игрушками, как мероприятиями учителей- новаторов. Родители детей, смывающихся без предупреждения на выезные многодневные игры, бросающих учебу, отирающихся днями и ночами на тусовках. Госкомы по делам детей и молодежи. Милиция. Мирные обыватели, опять же, почитывающие газетки и глядящие в ящик.

Кто-то подумывает, как бы эту гадость ролевую задавить. А кто- то, может, уже придумал, как ее использовать. Так что ждать осталось недолго, не одно, так другое сработает, и в любом случае люди, делающие РИ с девяносто лохматого года останутся ни с чем. В лудшем случае, а в худшем - с большими неприятностями. Мне, признаться, поднадоело работать кликушей. Я даже догадываюсь, что занимаюсь делом абсолютно бесполезным, но есть у меня ощущение, что все это стоило сказать, поэтому и говорю. Я давно уже не живу ролевыми играми, но я хорошо помню то время, когда выезды на игры были для меня самыми светлыми моментами в жизни. Я понимаю сейчас, что в РИ много хорошего и ценного, никак не меньше - дрянного и вредного. Мне просто жалко смотреть, как все это вместе гробится. РИ не развиваются, это заметно. Чем принципиально отличаются игры этого года от игр, скажем, проведенных в 1991-м? Я не вижу значимых различий, только технические.

Для меня дико звучит словосочетание "застой в играх". Если есть болото, если ничего не изменяется годами, то значит, просто нет Игры. В таких местах ее не бывает. Впрочем, перекидывание в подкидного дурака в душном вагоне при долгой дороге тоже называют "игрой". Во всей этой безрадостной картине меня обнадеживает только одно. Когда начнутся неприятности, кои я пророчу, если кто-то и останется в играх, так только те, которым хоть что-то надо и что-то не пофиг. А чтобы продолжать жить, как им хочется, им придется что-то делать. Иначе жить стане негде.

Так что остается ждать явления жареного петуха с клювом, нацеленным в ...